Игровое поле.
Захарий Брюзга описывает игровое поле XIV века как овальную площадку длиной в пятьсот футов и шириной в сто восемьдесят футов, с небольшим, около двух футов в диаметре, центральным кругом. Брюзга сообщает, что судья (или квифери, как его называли тогда) вносил четыре мяча в центральный круг, а четырнадцать игроков выстраивались вокруг него. В тот момент, когда мячи отпускали (Квоффл судья бросал, см. раздел "Квоффл"), игроки поднимались в воздух. Воротами во времена Брюзги всё ещё служили большие корзины на шестах.
В 1620 году Квинт Умфравилль написал книгу, озаглавленную "Благородная забава колдунов" и включавшую схему игрового поля XVII века. Здесь мы видим появление участка, известного нам как штрафная площадка (см. раздел "Правила"). Корзины-ворота стали значительно меньше и значительно выше, чем во времена Брюзги. В 1883 году корзины вышли из употребления и были заменены используемыми и по сей день обручами. Об этом нововведении сообщил "Ежедневный пророк" того времени. С тех пор поле для игры в квиддич не изменилось.
ВЕРНИТЕ НАШИ КОРЗИНЫ!
Именно такие возгласы можно было услышать по всей стране от игроков в квиддич вчера вечером, когда стало ясно, что Отдел волшебных игр и спортивных состязаний принял решение о сожжении корзин, веками служивших воротами для квиддича.
"Не надо преувеличивать, мы не собираемся их сжигать, – сказал представитель отдела в ответ на нашу просьбу прокомментировать это решение. – Как вы могли заметить, корзины бывают различных размеров. Мы пришли к выводу о невозможности стандартизации размера корзин и, тем самым, о невозможности уравнять условия игры по всей Британии. К примеру, у некоей команды из Барнтона корзины, предназначенные для противника, столь малы, что в них не войдёт и виноградина. Себе же они поставили огромные плетёные короба! Так не пойдёт. Мы установили единый размер обруча. Теперь всё будет по-честному".
В этот момент представитель отдела был вынужден удалиться из-за града корзин, обрушенного на него разъярёнными демонстрантами, собравшимися в зале. Несмотря на то, что в произошедших за этим беспорядках были обвинены гоблины-подстрекатели, нет сомнения, что поклонники квиддича во всей Великобритании скорбели о конце той игры, которую мы знали.
"Без корзинок все будет не так, – грустно сказал один старый колдун. – Помню, когда был совсем мальцом, мы любили поджигать их во время матча – просто так, для смеха. С обручами так не выйдет. Полдела пропало..."
"Ежедневный пророк",
12 февраля 1883 г.
Мячи
Квоффл
Как мы знаем из дневника Герти Кеддл, Квоффл делался из кожи с давнейших времен. Единственный из четырёх квиддичных мячей он изначально не был заколдован, а просто сшит из кожи. Поскольку его надо было ловить и бросать одной рукой, к Квоффлу часто пришивали ремешок. У некоторых ранних Квоффлов были сделаны специальные отверстия для пальцев. С открытием в 1875 году схватывающих заклятий необходимость в ремешках и отверстиях для пальцев отпала, так как Охотник смог держать заколдованный мяч и без таких приспособлений. Современный Квоффл имеет двенадцать дюймов в диаметре и сделан без швов. Он был впервые выкрашен алым в 1711 году, после игры во время сильного дождя, когда при любом падении его приходилось долго искать в грязи. Кроме того, Охотников раздражала необходимость пикировать каждый раз, когда они упускали мяч. Поэтому вскоре после того, как Квоффл изменил цвет, ведьме Дейзи Пеннифолд пришла в голову мысль заколдовать его так, чтобы, будучи выроненным, он медленно падал, словно погружаясь в воду – тем самым давая Охотникам возможность поймать его в воздухе. Квоффл Пеннифолд используется и в наши дни.
Бладжеры
Как мы видели, первыми Бладжерами (или бладерами) были летающие валуны, отёсанные ко времени Брюзги в форме шара. Это имело значительный недостаток, так как уже в XV веке такие валуны могли быть разбиты магически заряженными дубинками Загонщиков. В таком случае всё оставшееся время игроков преследовал летающий гравий. Возможно, именно из-за этого в начале XVI века некоторые команды начали экспериментировать с металлическими Бладжерами. Агата Голавль, специалист по раннеколдовским предметам быта, нашла не менее двенадцати свинцовых Бладжеров того периода. Бладжеры были обнаружены как в ирландских торфяниках, так и на английских болотах.
"Без сомнения, – пишет Агата Голавль, – перед нами именно Бладжеры, а не пушечные ядра. Заметны неотчетливые следы от магически заряженных бит. Также можно видеть признаки колдовского (в отличие от маггловского) производства – гладкость линии, совершенная симметрия. Решающим аргументом стало то, что каждый из этих шаров, будучи выпущен из коробки, начинал со свистом носиться по моему кабинету, стараясь сбить меня с ног".
Свинец оказался слишком мягким для изготовления Бладжеров (каждая вмятина, оставшаяся на мяче, влияла на его способность лететь по прямой). Сегодня все Бладжеры делаются из железа. Они имеют десять дюймов в диаметре. Бладжеры заколдованы преследовать любых игроков, не делая никаких различий. Предоставленные сами себе, они ударят ближайшего к ним игрока. Именно поэтому задача Загонщиков – отбросить Бладжеры как можно дальше от своей команды.
Золотой Снитч
Золотой Снитч имеет размер грецкого ореха, то есть размер золотого сниджета, и заколдован избегать поимки как можно дольше. Существует легенда о золотом Снитче, которому удалось уворачиваться в течение шести месяцев на вересковой поляне Бодмин в 1884 году. В итоге обе команды сдались, проклиная игру своих Ловцов. Корнуэлльские колдуны, знакомые с местностью, утверждают, что Снитч всё ещё живёт на поляне, но мне не удалось проверить это.
Игроки
Вратарь
Вратари, безусловно, существовали уже в XIII веке (см. главу 4), но их роль с тех пор изменилась. Согласно Захарию Брюзге, Вратарь "должен первым спешить к корзинам, ибо его задача не дать Квоффлу в них попасть. Вратарь должен остерегаться и не залетать слишком далеко от своих ворот, дабы не подвергать их опасности в своё отсутствие. Тем не менее, быстрый Вратарь может забить гол и успеть вернуться к своим воротам, чтобы не дать противнику сравнять счёт. Стоит ли предпринимать такие действия, оставляется на усмотрение самого Вратаря?"
Из процитированного отрывка следует, что во времена Брюзги Вратари были Охотниками с некоторыми дополнительными функциями. Они имели право перемещаться по всему полю и забивать голы. К тому времени, когда Квинт Умфравилль написал "Благородную забаву колдунов" (1620), задача Вратарей упростилась. К игровому полю были добавлены штрафные площадки, и Вратарям рекомендовалось не покидать их пределов. Тем не менее, Вратарь может вылететь из штрафной, дабы испугать Охотника или преградить ему путь.
Загонщики
Обязанности Загонщиков мало изменились с течением времени. Мы можем предположить, что Загонщики появились сразу же после возникновения Бладжеров. Их первой обязанностью было защитить членов своей команды, для чего они и используют биты (как некогда дубинки, см. письмо Гудвина Нина в главе 3). Загонщики никогда не должны были забивать голы. Более того, нет никаких сведений о том, что они вообще когда-нибудь держали Квоффл в руках. Чтобы отбивать Бладжеры, Загонщикам необходимо быть крепкими физически. Из-за этого, как правило, эту роль играли колдуны, а не ведьмы. Загонщикам также необходимо отличное чувство равновесия, так как иногда, чтобы нанести удар по Бладжеру, им надо оторвать от метлы обе руки.
Охотники
Охотник – старейшая специальность игрока в квиддич, ведь некогда игра состояла только из забивания голов. Охотники бросают Квоффл друг другу и зарабатывают своей команде по десять очков при каждом попадании в один из обручей ворот. Единственное за историю квиддича изменение в правилах нападения произошло в 1884 году, через год после того, как обручи заменили корзины. Было введено новое правило, гласившее, что только нападающий с Квоффлом может влететь в штрафную площадку. Если более чем один Охотник оказывался в штрафной, гол не засчитывался. Это правило было создано для того, чтобы запретить "подставу" (см. раздел "Нарушения") – маневр, при котором два Охотника влетают в штрафную площадку и сшибают вратаря, тем самым оставляя ворота свободными для третьего Охотника. Отклики на это нововведение были опубликованы в "Ежедневном пророке".
"НАШИ НАПАДАЮЩИЕ НЕ НАДУВАЮТ!"
Таков был отклик ошеломленных поклонников квиддича в Великобритании вчера вечером, когда Отдел волшебных игр и спортивных состязаний объявил о так называемом "штрафном за подставу".
"Количество подстав увеличивается, – сообщил нам усталый представитель отдела. – Мы полагаем, что новое правило позволит избежать участившихся в последнее время травм Вратарей. Отныне только один Охотник сможет атаковать Вратаря, в отличие от сегодняшней ситуации, при которой трое Охотников его избивают. Игра станет чище и справедливей".
В этот момент представитель Отдела был вынужден удалиться, так как разъярённая толпа начала бросать в него Квоффлы. Колдуны из Отдела Соблюдения магических законов прибыли, дабы рассеять толпу, угрожавшую "подставить" самого Министра магии.
Веснушчатый мальчик шести лет покинул зал в слезах. "Я любил подставу, – всхлипнул он в разговоре с "Ежедневным пророком". – Мы с папкой любили зырить, как размазывают вратаря. Я больше не пойду на квиддич".
"Ежедневный пророк",
22 июля 1884 г.
Ловец
Это, как правило, самые лёгкие и быстрые игроки. Ловцам необходим острый глаз, равно как и умение летать, держась только одной рукой или не держась руками вообще. Учитывая важность их роли для исхода игры – поимка Снитча очень часто позволяет вырвать победу в безнадежных, казалось бы, ситуациях – весьма вероятно, что именно против Ловцов будут применены нечестные приёмы. И действительно, при всём том, что некий флёр очарования сопровождает Ловца, как игрока, летающего лучше других, именно им, как правило, достаются самые тяжёлые травмы.
"Выведи Ловца из строя", – гласит, согласно Бруту Скримгеру, первое правило "Откровения Загонщиков".
Правила
Следующие правила были установлены Отделом волшебных игр и спортивных состязаний при его создании в 1750 году.
1. Несмотря на то, что нет ограничений на высоту полёта игроков во время игры, они не должны пересекать границы игрового поля. В противном случае команда должна передать Квоффл команде-сопернице.
2. Капитан команды может попросить у судьи тайм-аут. Только в этом случае ноги игроков могут коснуться земли во время игры. В случае если игра длилась более двенадцати часов, тайм-аут может быть продлён до двух часов. При неготовности команды вернуться на площадку по истечении этого срока ей засчитывается поражение.
3. Судья может назначить штрафной бросок в ворота команды. Охотник, выполняющий штрафной, вылетает из центрального круга по направлению к штрафной площадке. Все остальные игроки, за исключением Вратаря команды-соперницы, должны держаться в стороне при выполнении штрафного броска.
4. Квоффл может быть отнят у другого игрока, но ни при каких обстоятельствах игрок не имеет права захватывать часть тела другого игрока.
5. В случае травмы замена игроков не производится. Команда должна продолжить игру без травмированного игрока.
6. Палочки могут быть принесены на игровое поле, но ни при каких обстоятельствах не должны быть использованы против игроков команды-соперницы, их мётел, судьи, мячей или кого-либо из зрителей.
7. Игра в квиддич заканчивается в момент поимки золотого Снитча или по взаимной договоренности капитанов.
Нарушения
Правила пишутся, чтобы быть нарушенными. В списках Отдела волшебных игр и спортивных состязаний значатся семьсот различных нарушений. Известно, что все они были совершены в финале первого Кубка мира в 1473 году. Полный список нарушений, тем не менее, никогда не был опубликован. С точки зрения отдела, он может "навести на мысль". Мне повезло, и я смог получить доступ к описаниям этих нарушений в процессе подготовки книги. Я могу подтвердить, что публикация списка никому не пойдет во благо. Девяносто процентов нарушений невозможны, покуда соблюдается запрет на использование палочек против команды-соперницы (установлен в 1538 году). Из оставшихся десяти процентов о большинстве можно с уверенностью сказать, что их не совершит даже самый грубый игрок: "поджог оперения метлы противника", "удар метлы противника битой", "нападение на противника с топором". Однако нельзя сказать, что сегодняшние игроки в квиддич никогда не нарушают правила. Десять наиболее распространённых нарушений указаны ниже.
Название: Выбивание
Совершается: Загонщиком
Описание: Удар по Бладжеру в направлении публики, чтобы вызвать прекращение игры – распорядители будут вынуждены защищать зрителей. Иногда используется беспринципными игроками, дабы помешать Охотнику команды-соперницы.
Название: Забалт
Совершается: Всеми игроками
Описание: Захват метлы с целью сбить противника с курса.
Название: Засовывание
Совершается: Вратарем
Описание: Просовывание какой-либо части тела через обруч ворот, дабы выбить Квоффл. Вратарь должен закрывать ворота спереди, а не сзади.
Название: Захвост
Совершается: Всеми игроками
Описание: Захват хвоста метлы соперника с целью замедления его полёта или создания помехи для оного.
Название: Навес
Совершается: Охотником
Описание: Рука всё ещё держит Квоффл, когда он проходит через обруч ворот (Квоффл должен быть брошен)
Название: Налёт
Совершается: Всеми игроками
Описание: Полёт с целью столкновения.
Название: Пихание
Совершается: Всеми игроками
Описание: Чрезмерное использование локтей против соперников.
Название: Порваффл
Совершается: Охотником
Описание: Нанесение порчи Квоффлу с целью ускорить его падение или заставить его лететь зигзагом.
Название: Подстава
Совершается: Охотниками
Описание: Более чем один Охотник в штрафной площадке.
Название: Снитчавство
Совершается: Всеми игроками
Описание: Касание или поимка золотого Снитча любым игроком, кроме Ловца.
Судьи
Судейство квиддичных матчей некогда было делом только наиболее отважных ведьм и колдунов. Захарий Брюзга сообщает, что судья Киприан Йодль из Норфолка погиб во время товарищеского матча в 1357 году. Наложивший проклятие так никогда и не был пойман, но предполагается, что им был один из зрителей. Несмотря на то, что с тех пор не произошло ни одного документально подтверждённого случая убийства судьи, имели место случаи зачаровывания судейских мётел, наиболее опасным из которых было превращение судейской метлы в Портал, в результате чего судья исчезал в середине матча, после чего месяцы спустя его находили в пустыне Сахаре.